Официальный сайтПо благословению епископа
Валуйского и Алексеевского Саввы

Валуйская
епархия
Русская православная церковь
Московский патриархат
Белгородская митрополия
  • Вечером в Неделю Крестопоклонную Архипастырь совершил Вечерню и Чин Пассии в Никольском храме г. Валуйки

    31 марта — вечером Крестопоклонного воскресенья Его Преосвященство, епископ Валуйский и Алексеевский Савва возглавил Вечерню и Чин Пассии в храме в честь святителя Нколая г. Валуйки. Его Преосвященство сослужили секретарь епархиального управления Валуйской епархии, настоятель храма протоиерей Михаил Чайка, секретарь-референт Преосвященного иеромонах Андрей (Сумин), иерей Михаил Морозов, иерей Александр Бреслав, иерей Димитрий Гроцкий, протодиаконы Николай Навозенко и Виталий Богданов.

    Архипастырь совершил чтение Акафиста Страстям Христовым и Евангельского повествования апостола Марка о последних часах земной жизни Спасителя, после чего обратился к прихожанам храма с проповедью:

    «Сегодня на Богослужении, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, мы обращаем свой мысленный взор к страданиям Сына Божьего, Который вочеловечился нас ради на этой земле, принял природу человека для того чтобы искупить род человеческий. И промыслом Божьим это должно было произойти не иным путем, как путем страданий. И Христос, когда ходил по нашей бренной земле, говорил иногда в притчах, а иногда и прямо, что Ему надлежит пострадать. И фарисеи, и саддукеи, и книжники – все они прекрасно понимали, что Он – Христос. Они понимали, что Он – Сын Божий, когда однажды окружили Его в храме Божьем и спросили: «хватит нас вводить с заблуждение, скажи прямо, Сын ли Ты Божий или нет?» И когда Господь им сказал: да, это так, они взяли камни, чтобы побить Его камнями. А если учитывать, что они в этот момент находились в храме, значит, они принесли эти камни с собой за пазухой заранее, чтобы бросить в Христа. Когда Он говорил им правду, эта правда им не нравилась. Когда Он говорил им Волю Божью, эти слова резали им слух. Они не понимали – зачем такой Христос им нужен? Им нужен великолепный царь, им нужен тот, кто правил бы и покорял народы, им нужен тот, кто сделал бы их богатыми и благополучными на этой земле! И они не ожидали увидеть Мессию таким. Они внутренне не могли с этим согласиться. И уже когда все предали Христа, когда Его привели к первосвященникам иудейским, а те еще на этот момент имели сан первосвященнический, и не могли никак найти против Него обвинения, чтобы осудить Его к смерти. Они лихорадочно искали, но не могли найти – до тех пор, пока архиерей прямо не спросил Его: Ты ли Сын Божий? И когда Христос прямо ответил: да, архиерей разодрал на себе ризы и обвинил Его в богохульстве. А по закону Моисееву, если первосвященник раздирал на себе ризу, то с него снимался первосвященнический сан. Этим было показано, что Ветхий завет, и закон богослужения, которое Бог через ангелов передал колену Левину, прекратилось.

    С этого момента старейшины повели Христа к Понтийскому Пилату. Это был не просто правитель Иудеи – он был человеком другой национальности, он был римлянином, правителем Иудеи – как провинции Римской империи. Приведя Христа на суд, первосвященники и старейшины обвиняли Его во всех тяжких грехах. Но Пилат, судя людей по законам римского права, не находил в Нем вины. Потому что нужны были доказательства, нужны были свидетели, но народ не хотел никаких доказательств: он ревел и кричал, чтобы обвинить Христа. И сейчас это называется общественным мнением. Это общественное мнение и повлияло на решение Пилата, который против своей воли, против закона и против справедливости предал Христа на страдания и распятие. Смертный приговор Сыну Божию был принят, как сейчас говорят, большинством голосов. И как сейчас любят утверждать, что правда там – где большинство голосов. И Христос был избран на смерть народом, который не хотел слушать правду, а поддавался той злобе, которая бушевала в их сердцах. И не понял народ израильский, что пришел их Царь. Даже Пилат почувствовал это, во время беседы со Христом, он понял, что это – Царь Иудейский, Царство Которого не от мира сего, но от какого-то высшего, потустороннего мира. И поняв это, Пилат сделал надпись на табличке, которую повесили на Кресте: «Это Царь Иудейский». Хотя иудеи и пытались отговорить его и переписать табличку, что это Он Сам Себя так назвал.

    И Христос был распят. Он умер, чтобы мы не умерли. Он пострадал, чтобы мы не пострадали. И Он прошел путь – обратный тому, которым прошел праотец Адам. Недаром Христа называют Новым Адамом. Почему? Потому что как Адам отошел от благодати Божией, вкусив от плода Древа познания Добра и зла, так и Христос пострадал на Древе и вкусил уксус, который Ему дали когда Он висел распятым на этом древе. Потому что войдя в храм дверями, мы ведь не выходим из него через окна, но идем тем же путем, что и вошли. И тем же путем, каким человечество вышло от Бога, оно должно было и вернуться к Нему. И поэтому мы хотя и наследовали природу Адама, повреждённую грехом, но мы и не страдали на кресте, как Христос, а это искупление было дано нам даром, чтобы мы спасали свои души.

    Поэтому мы сегодня с вами размышляя над Страданиями Христа, должны брать с Него пример. Когда Его обвиняли в несправедливости, Он не всегда отвечал, но часто молчал. Потому что знал, что эти люди все равно останутся во зле. Он был кротким до последней секунды. В Нем не было ни злобы, ни желчи, ни обиды, ни осуждения, несмотря на то, что принимал Он это все несправедливо. И правда оказалась на Его стороне. И именно поэтому правда всегда будет на стороне христиан. Как сказал Господь апостолу Петру: ты камень, и на сем камне я созижду Церковь, и врата адовы эту Церковь не одолеют. Врата адовы – это дьявол. А врата, как мы читаем в Евангелии, во двор овчий – это Христос. Только этими вратами можно войти к Богу и получить спасение. Но врата дьявольские никогда не одолеют врат Божиих. Потому что Бог сильнее ненависти, Бог сильнее злобы, Бог кроток. И недаром сказано в Заповедях Блаженств «блаженни кроткие ибо они наследуют Землю». Не злобные наследуют, не властолюбивые, не жадные, а кроткие – они все равно будут наследниками всех Божиих благ. Поэтому мы сегодня, размышляя над этими Страданиями, должны понять, сколько претерпел Господь. Что дело было даже не столько в физических муках, какие испытывал Христос, а еще в муках моральных. Ведь Он нес на Себе грехи всего человечество – прошлого, настоящего и будущего. Если сейчас наказывают преступника, то он несёт наказание только за свои преступления. Но Богочеловек понес наказание за преступления всего человечества. Он выдержал предательство всех: Иуда предал, Петр отрекся, и Христос остался совершенно один. Никто Ему не помогал в последний момент – ведь в минуты перед смертью Крестной Христос испытал ту богооставленность, которую ощущаем мы, когда впадаем в какие-то тяжёлые грехи, и Бог отходит от нас. И эту пустоту в душе и богооставленность — это страшное состояние Бог испытал вместо нас, чтобы нас с вами спасти. Аминь».

    Пресс-служба Валуйской епархии

    Фото: протодиакон Виталий Богданов