Официальный сайтПо благословению епископа
Валуйского и Алексеевского Саввы

Валуйская
епархия
Русская православная церковь
Московский патриархат
Белгородская митрополия
  • Архиерейское богослужение в Великий Понедельник Страстной седмицы

    13 апреля в Великий Понедельник в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Валуйки Глава Валуйской епархии Преосвященнейший Савва совершил уставное богослужение Страстной седмицы и возглавил Литургию Преждеосвященных Даров.

    За богослужением архиерею сослужили настоятель собора иерей Вадим Лебедев, клирик иерей Олег Ютаев и диакон Георгий Мусиенко.

    С этого дня Церковь воспоминает начало шествия Христа на вольную Страсть, которое предваряется чудом с засохшей смоковницей. Поэтому и Синаксарий «Во Святый Великий Понедельник» Постной Триоди усваивает этому чуду особое значение:

    «Вспоминаем мы и засохшую смоковницу. Ибо божественные евангелисты, а именно Матфей и Марк, прилагают [рассказ о ней] к повествованию о вайях. С одной стороны, Марк: На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал (Мк.11:12). С другой стороны, Матфей: Поутру же, возвращаясь в город, взалкал (Мф.21:18). И увидев смоковницу, на которой были только листья, ибо еще не пришло время смокв, Христос приблизился к ней, и, не найдя плода, сказал: Да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас иссохла (Мф.21:19). Итак, смоковница есть иудейская синагога, у которой Спаситель, не найдя подобающего плода, разве только тень закона, и ту отнял у нее, сделав совсем бесполезной.
    А если бы кто спросил: «За что бездушное дерево иссушено, приняв проклятие, хоть и не согрешало?» – пусть узнает, что иудеи, видя Христа всегда благотворящим и никому ничего скорбного никогда не причиняющим, полагали, что у него есть сила лишь благотворить, а вред наносить – нет. Но Владыка, будучи Человеколюбцем, не восхотел на человеке показывать, что и это может. А потому, дабы уверить неблагодарный народ, что имеет силу, достаточную и для наказания, но не хочет сего, ибо Он благ, совершает казнь над бесчувственной и бездушной природой.
    Есть притом, как говорит Исидор Пелусиот, и некое тайное сказание, будто дерево это было древом преслушания, и что преступившие [Божие повеление прародители] воспользовались его листьями для прикрытия наготы. Оттого и проклято было Христом по Его человеколюбию (ибо тогда не пострадало), чтобы впредь не приносило плод – причину греха. А что грех уподобляется смокве, сие очевидно. Ибо имеет поначалу сладость удовольствия, в чем и состоит притягательная сила его, а после обнаруживает некую жесткость и для совести болезненность.
    Так или иначе, сказание о смоковнице помещено здесь отцами для нашего сердечного сокрушения. Смоковница же есть любая душа, никакому духовному плоду непричастная и которую Господь поутру, то есть в нынешней жизни, не находя в ней упокоения, иссушает чрез клятву и в вечный отсылает огонь, и становится она словно иссохший столп, устрашая всякого, кто не приносит плод, добродетели приличествующий».

    Пресс-служба Валуйской епархии