Официальный сайтПо благословению епископа
Валуйского и Алексеевского Саввы

Валуйская
епархия
Русская православная церковь
Московский патриархат
Белгородская митрополия
  • Епископ Савва совершил первую в нынешнем году Пассию в Свято-Николаевском кафедральном соборе

    24 марта Преосвященнейший Савва, епископ Валуйский и Алексеевский, совершил в Свято-Николаевском кафедральном соборе г. Валуйки Великую Вечерню и чин Пассии. Его Преосвященству сослужили клирики собора: секретарь-референт Преосвященного иеромонах Андрей (Сумин), ключарь собора иерей Вадим Лебедев, иереи Александр Ильяшенко и Олег Ютаев, протодиакон Виталий Богданов.

    Чин Пассии — особое Великопостное богослужение, которое хотя и отсутствует в Типиконе, однако за последние несколько столетий прочно вошло в богослужебную традицию Русской Православной Церкви. Эта служба — как образ Утрени Великой Пятницы, когда совершается чтение 12-ти Страстных Евангелий. В конце Вечерних стихир на стиховне священнослужители износят Царскими вратами святое Евангелие на середину храма перед заранее установленным Распятием, после чего предстоятель совершает полное каждение храма.  Затем читается умилительный Акафист Спасительным Страстям Христовым, после которого совершается пение торжественного прокимна «Разделиша ризы Моя себе» и чтение Святого Евангелия, повествующего о последних часах земной жизни Господа Иисуса Христа.

    После пения умилительной стихиры «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного» священнослужители заносят Евангелие в Алтарь, и затем Вечерня завершается своим обычным чином — с земными поклонами и молитвой преподобного Ефрема Сирина.

    После чтения Страстного Евангелия от Матфея, Архипастырь обратился к предстоящим в храме с проповедью:

    «Сейчас, дорогие отцы, братья и сестры, мы слушали с вами Евангельское повествование о Христе, Который пострадал за наши грехи. Единородный Сын Божий, Вторая ипостась Пресвятой Троицы, сошел на эту землю, чтобы нас, человечество, живущее во грехах, искупить, простить и написать на наших сердцах законы Божии. Которыми мы могли бы руководствоваться в своей жизни, чтобы мы ценили это Божественное снисхождение, ценили любовь Бога к человечеству, эти страдания, эти дары прощения и совершенства, которые Он принес нам.

    Воспоминания страданий Христа очень важно для духовного размышления, для покаяния пред Богом. Потому что это помогает нам в наших скорбях, в наших тяжелых жизненных ситуациях. Мысленно обращаясь взором к жизненному пути нашего Учителя, мы утешаем себя тем, что мы не претерпели и долю тех скорбей, что перенес Господь за всех нас. В последние минуты Его жизни Он был оставлен всеми. Даже ученики, которые были самыми преданными Его последователями, и те в Гефсиманском саду не смогли даже просто поучаствовать с Ним в молитве к Богу Отцу. На них нападала дремота, они засыпали, и в конце концов пред самым тяжким испытанием в Его земной жизни все Его оставили. И сегодняшний день даже чем-то напоминает ту ночь страданий Господа нашего Иисуса Христа, когда все Его оставили. В этот день почти никто не пришел помолиться в храм и почтить Того, Кто за них пролил Свою Кровь на Кресте. Нас, пребывающих во грехах и в неправде, Бог возлюбил ни за что. Мы, люди, любим друг друга обычно за что-то: за какие-то добрые дела, благодеяния, за какие-то качества – телесные или душевные. Но Бог, зная нас, злых по природе, принял решение простить всех нас. И единственное, чего он ждет от нас – это покаяние и благодарность. Но зачастую мы не в силах принести даже это – покаяние и благодарность для многих их нас словно какая-то непомерная тяжесть, которую мы не можем поднять, чтобы принести Богу за ту Жертву, которую Он принес на Кресте. Это Архиерей Небесный, который принес Себя в жертву за род человеческий, за все наши грехи, которые мы совершаем каждый день. Тот, Кто на Кресте пережил не просто страдания телесные, Он пережил предательство многих Своих учеников, которые в этот день убежали от Него. Он претерпел предательство всего народам иудейского, ради которого писалась многовековая история, начинаясь от Авраама. И переживая все это на Кресте, Христос испытал то состояние, в которое все мы с вами входим, когда совершаем какой-то грех. Это состояние Богооставленности. Когда Бог Отец оставляет человека наедине с самим собой, со его грехами, со его греховным состоянием. И это состояние похоже на пребывание в аду, когда ты не видишь помощи ни от кого и просто варишься в своих грехах, пребывая в этом своем гордом и падшем состоянии, которое ты возделывал всю свою жизнь. Приняв природу от Адама, ты всю свою жизнь возделывал грех. Ты взращивал эту гордыню – и вот, Бог тебя оставляет. Этот ужас Богооставленности Господь Иисус Христос добровольно испытал в полной мере.

    И на Голгофе мир разделился на две половины: на разбойника, который висит по правую сторону Креста и на разбойника, который висит по левую сторону от Него. Мир похож на этих разбойников, оба они являют образ всего человечества. Потому что все согрешили, но одни просто каются Богу, а другие ожесточаются и предпочитают пребывать в состоянии ожесточения, озлобления, обиды, зависти, огорчения и желания земных благ.

    Поэтому мы вспоминаем эти страдания Христа как акт любви к нам, за который мы никогда не сможем воздать благодарение. Мы не можем воздать Богу, но можем воздать другому человеку. Ведь на Тайной Вечери Христос сказал: «по тому узнают вас, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Ин. 13; 35) Не вражду, не ненависть, а любовь между собою. А «нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15; 13) И этот пример страданий Христа учит нас полагать жизнь друг за друга. Ради выгоды ближнего, ради его благополучия, ради его спокойствия – полагать свою душу. Не ради себя. Ради чести нашего ближнего, ради его высоты. И дальше Апостолы учили, раскрывая Евангельское учение, как, например, апостол Павел, который говорит: честью друг друга больше творите. Каждый должен не сам себя, а честь другого поднимать, уважать каждого, относиться друг ко другу, как будто брат твой выше тебя. Любить и почитать его. И это дорога к совершенству. Потому что в Евангелии когда Господь услышал, что ученики Его спорят – кто из них больший, то поставил ребенка и сказал: кто не станет, как это дитя – тот не войдет в Царствие Небесное. И на Тайной Вечери, перед Своими страданиями, Он умыл ноги ученикам. Тем самым показав им пример, как идти к совершенству: если хочешь быть больше вех на Небе, то будь всем слугою. Мир этого не смог принять, потому что в миру надо завоевать, надо победить, надо одолеть! Поэтому, когда Христос ничего не отвечал Плату, не оправдывался – это всех удивляло. Он вел себя не так, как они предполагали, не так, как должен был, по их мнению, себя вести. В своем понимании они составили четкую схему – что Ему следовало бы говорить и как поступать. Но Христос пошел по совершенно иной дороге, по дороге, которая им была непонятна до конца их дней. Но она стала понятной Его ученикам.

    Господь как чадолюбивый Отец да исцелит все наши душевные и телесные раны – ради тех Ран, которые поднял за нас Единородный Сын Божий на Кресте. Ибо сказано в Священном Писании, что «ранами Его мы исцелились». (Ис. 53; 5) Аминь».

    Пресс-служба Валуйской епархии