Официальный сайтПо благословению епископа
Валуйского и Алексеевского Саввы

Валуйская
епархия
Русская православная церковь
Московский патриархат
Белгородская митрополия
  • Памяти клирика Валуйской епархии протоиерея Николая Повальского

     22 февраля исполняется 4 года со дня кончины клирика Валуйской епархии протоиерея Николая Повальского

    Будущий священник Николай Иванович Повальский родился 19 декабря 1938 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца в селе Солдато-Александровское Ставропольского края в семье православных христиан Ивана и Ксении Повальских. Родители трудились в сфере сельского хозяйства.После окончания школы и второго курса Ессентукского техникума в 1956 году Николай поступает учиться в Ставропольскую Духовную семинарию и учится там, пока его не призывают в Советскую армию в 1958 году. Служил Николай Повальский на Западной Украине в городе Ужгород. Позже, во время хрущевских гонений на Церковь в 1960-м году Ставропольскую семинарию закрывают, так что Николаю вернуться в неё уже не пришлось. После службы в армии в разные периоды своей жизни Николай работает в различных сферах деятельности: заведующим передвижной библиотекой и директором районного Дома культуры, инспектором вневедомственной охраны, заместителем директора по хозяйственной части школы и учителем труда и биологии, бригадиром-овощеводом в колхозе. Параллельно заочно обучался в Кубанском университете, на биологическом факультете, который окончил в 1975 году.  В 1962 году Николай Повальский вступает в брак с Верой С., и в семье Повальских появляется двое детей: дочь Ирина и сын Сергей. Мысль о священстве не покидала Николая все эти годы и в какой-то момент он решается посвятить свою жизнь Богу и стать священником. Жена не поддержала благое стремление своего мужа и принимает решение оставить его одного на этом пути.

    Первые церковные послушания

    С января 1977 года по декабрь 1982 года нёс послушание псаломщика в Свято-Никольском храме с. Сухая Буйвола  Петровского района Ставропольского края. В январе 1983 года он получает приглашение стать старшим иподиаконом Тамбовского архиепископа Михаила (Чуб). Несёт это послушание до октября 1983 года. Затем  с октября 1983 года по октябрь 1984 Николай трудится в качестве псаломщика Троицкого собора города Щигры Курской епархии.

    Священство

    В поисках архиерея, который мог бы рукоположить Николая в священный сан, он находит архиепископа  Курского и Белгородского Хризостома (Мартишкина). Владыка Хризостом, чуть ли не единственный архиерей в то время в СССР, который мог рукоположить кандидата в священный сан из числа лиц, окончивших светские высшие учебные заведения. 8 октября 1984 года в Курском Сергиево-Казанском кафедральном соборе состоялась дьяконская хиротония Николая Повальского, после чего он направляется на служение в город Щигры Курской области.  Отцу Николаю в это время исполнилось 46 лет. В этом городе  в Троицком соборе в сане дьякона отец Николай прослужит почти два года.

    Вскоре, 26 декабря 1984 года, архиепископа Хризостома переводят на Иркутскую кафедру и в мае  1986 года дьякон Николай решает ехать в город Иркутск, к владыке Хризостому для рукоположения уже в сан священника. И 28 августа 1986 года, в день празднования Успения Божией Матери он был рукоположен в сан священника и определён настоятелем Свято-Никольского храма города Зима Иркутской области. Этот небольшого размера скромный храм был чудесным образом открыт в годы Советской власти и с 1945 года молитва в нем не прекращалась.

    Иркутский период

    Город Зима находится на расстоянии 276 км к северу от города Иркутск. В то время город насчитывал порядка 40 тысяч жителей и на город такой величины приходился лишь один священник Николай Повальский. Кроме того, отец Николай осуществлял пастырское окормление шести окрестных районов: Зиминского, Заларинского, Куйтунского, Балаганского, Новонукутского, Усть-удинского. Священник сразу образовал и зарегистрировал приходы в городе Саянск, посёлках Залари и Куйтун, селах Усть-уда и Кимельтей. С усердием отец Николай объезжал поселки и села: проповедовал, причащал, соборовал, крестил, отпевал. На ночлег оставался у прихожан. При храме города Зима жило много православных Христиан, несущих различные послушания при Свято-Никольском храме. Люди приезжали из окрестных селений для участия в Богослужениях и таинствах, за духовным советом к священнику – особенно много из посёлков Тыреть, Куйтун. Для приезжающих были организованы ночлег и питание. Отец Николай совершает массовые крещения зиминцев и жителей окрестных районов по 300-500 человек на реке Мура, притоке реки Ока. В городе Саянске, при освящении нового плавательного бассейна, тут же в бассейне произвел массовое крещение: крестилось 170 взрослых и 55 детей. На реке Мура в 1988 году в год 1000-летия Крещения Руси крестилось особенно много людей.

    Обветшавший храм святителя Николая священник ремонтирует и поддерживает, а позже начинает восстановление ещё одного храма – в честь Живоначальной Троицы и святителя Иннокентия на самом берегу реки Мура на окраине города Зима.

    Не оставлял отец Николай своим пастырским попечением и тех, кто отбывал тюремное заключение. Отец Николай совместно с начальником колонии полковником внутренней службы Владимиром Федоровичем Лелюхом начинают строительство храма в честь велокомученицы Анастасии Узорешительницы в ИТК-32 города Зима.

    Событие это было по тем временам невиданное и уникальное – ведь храм располагался прямо на территории жилой зоны колонии.  Освятить закладной камень храма специально приехал епископ Иркутский и Читинский Вадим (Лазебный). В заметке Ю. Соловьева местной зиминской газеты в статье под названием «Храм святой Анастасии заложен в Зиминской исправительно-трудовой колонии № 32» говорится: «Другие времена – другие нравы. Ныне держава уже не являет собой колонию атеистического режима. Божье слово начало проникать и за колючую проволоку. Начальник Зиминского ИТУ В. Ф. Лелюх одним из первых оценил влияние веры на нравственное очищение заблудших душ. Он и предложил настоятелю Свято-Никольской церкви отцу Николаю почаще бывать в колонии… Закладка собственного православного храма, строительство которого начато осужденными, представляется в этой связи, хоть и не совсем обычным, но вполне естественным шагом».

    Осужденные активно участвовали в постройке храма, а также изготовили кресты, иконы и утварь для храма. Беседы с заключенными отец Николай поначалу проводил в сопровождении офицеров и охранников, но потом от этого отказался. «Я понял, почему в наших беседах не было настоящего контакта – рассказывал он. – Ведь на всех встречах меня сопровождали охранники, офицеры.   Сказал администрации, что нужды в этом нет, и стал ходить один. Поначалу желающих исповедаться сдерживало опасение – останется ли содержание разговора тайной, не доложу ли я об услышанном начальству. Нет, заверял я их, исповедь никогда и никому не разглашается».

    В ИТК-32 отец Николай многим духовно помогал, а некоторых буквально спасал. Из той же заметки: «Однажды один заключенный вздумал наложить на себя руки – настолько опостылела ему неволя и вся его пропавшая, как он считал, жизнь. Отец Николай срочно приехал к нему и потом еще трижды встречался с этим человеком. Навязчивые мысли о самоубийстве отпали, взамен пришла радость ощущения бытия. Осужденный Владимир как-то признался священнику: «Эх, батюшка, если бы меня с детства учили, так как Вы, я бы здесь сейчас не был».

    Очередной идеей отца Николая и В. Ф. Лелюха стало массовое проведение Таинства  Венчания в стенах ИТК-32. Однажды отец Николай обвенчал за колючей проволокой сразу семь пар, а затем вместе с начальником колонии тепло поздравляли их и вместе за трапезой праздновали это событие.

    Много трудилось рабочих из числа заключенных на реставрации Свято-Троицкого храма г. Зимы, настоятелем которого помимо Свято-Никольского храма был отец Николай и работали они без конвоиров, только под присмотром отца Николая.

    Позже, в 1993 году, В. Ф. Лелюха переводят в ИТК-2 города Ангарска Иркутской области. И здесь они вместе с отцом Николаем и заключенными построли храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Этот храм освящен 28 сентября 1996 года епископом Иркутским и Читинском Вадимом (Лазебным). Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй писал (исх. № 2422 от 6.06.1996 г.) Преосвященному епископу Иркутскому и Ангарскому Вадиму: «Ваше Преосвященство! С радостью узнал о воздвигнутом в исправительно-трудовой колонии № 2 г. Ангарска Иркутской области храме, посвященном иконе Божьей Матери «Взыскание погибших». В наше трудное время духовное попечение святой Православной Церкви о находившихся в заключении, милостью Божией стало, наконец, реальностью. Забота о пастырском окормлении заключенных давно превратилась в насущную потребность нашего общества. Редко кто так нуждается сегодня в духовной поддержке, как люди, по причине своих поступков лишенные свободы.

    Открытие храма в колонии и постоянное присутствие в ней священника – отрадное событие, как для заключенных, так и для Православной Церкви, которой всегда было свойственно попечение о людях, пребывающих в темницах и в скорбных работах».

    Именно о священнике Николае Повальском, который и был настоятелем воздвигнутого храма в ИТК № 2 г. Ангарска, писал Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Отец Николай Повальский знал душевные боли, нужды и скорби заключенных. Прикладывал усилия для спасения многих, для исправления их заблудших душ и приведения их ко Христу.

    В городе Зима помимо пастырской деятельности отцом Николаем была развита хозяйственная и животноводческая деятельность: засаживали овощами 5 гектаров земли, имели теплицы, держали ферму с коровами, баранами, птицей. Это всё было организовано для того, чтобы кормить людей приходящих в большом количестве в Зиминский храм.

    В послеперестроечные годы многие люди, ещё недавно бывшие атеистами начали искать Бога в своей жизни – и отца Николая зовут для совершения молебнов на агропредприятия и различные учреждения Иркутской области. Бывал он частым гостем в Усть-удинском агрохозяйстве. Директор этого хозяйства господин Соловьёв звал отца Николая для совершения регулярных молебнов перед началом сельскохозяйственных работ. Директора соседних колхозов не скрывали своего удивления от  того, что после молебнов отца Николая на поля Усть-удинского хозяйства шли обильные дожди, а в их хозяйствах нет – вокруг была засуха. Господь не оставлял без милости молитвы своего верного служителя и обращающихся к Нему вчерашних безбожников.

    Священник прослужит в городе Зима 10 лет своей жизни. В этот период своей жизни отец Николай знакомится с Серафимой Ануфриевой (в 1989 году), которая станет певчей и регентом хора в местах служения отца Николая и с Александром Ивановым (в 1991 году), в крещении Дионисием, которые станут духовными чадами священника и его верными спутниками до самого конца его жизни.

    История Дионисия

    Дионисий жил недалеко от города Зима, в Заларинском районе и был не крещен, а также и его родители. И вот, когда ему исполнился 21 год, ему приснился такой сон: он увидел длинную лестницу от земли до неба, а на самой вершине стоял храм, он поднялся по лестнице, зашел в этот храм, стал ходить по нему, рассматривать иконы и убранство… На утро он проснулся и стал думать, чтобы это значило. Обратился к жительнице своего села верующей женщине, Нине, и  она направила его в город Зима к священнику Николаю. Отец Николай радушно принял молодого человека, сказал, что это Господь призывает его и предложил остаться с ним и помогать ему в служении Богу. На раздумья дал три дня. И вот через три дня, Александр возвращается к отцу Николаю, принимает крещение с именем Дионисий и следующие 25 лет своей жизни до самой смерти отца Николая станет его верным помощником в церковном служении.

    Обретение мощей святителя Иннокентия Иркутского

    Всем известно, что во времена безбожной власти мощи святых вывозились в неизвестном направлении. Во время служения в Иркутской епархии отец Николай Повальский ежегодно во время отпуска выезжал в паломнические поездки со своими духовными чадами по святым местам России. В 1988 году отец Николай отправился в очередную паломническую поездку. В Ярославском Толгском Пречистой Богородицы монастыре в течение нескольких дней батюшка совершал Богослужения. Там он и узнал, что в музее-заповеднике города Ярославля (храм свт. Николая Чудотворца -«Николы Надеина» – В. Г.) находятся мощи, которые никто не может опознать. По рассказу самого отца Николая он благословил своих духовных чад (по-видимому имеющих непосредственное отношение к Иркутскому краеведческому музею) пойти в Ярославский музей и осмотреть мощи. Когда они их увидели, то удивились и признали, что с большой долей вероятности это мощи святителя Иннокентия Иркутского. «А это ли не чудо!» восклицал впоследствии отец Николай. О произошедшем было доложено правящему архиерею архиепископу Иркутскому и Читинскому Хризостому. Настоящим чудом впоследствии станет и день кончины отца Николая Повальского – она произойдет в день обретения честных мощей свт. Иннокентия Иркутского – 22 февраля.

    В Иркутске, в фондах краеведческого музея в 1988 году, нашлись подлинные документы, касающиеся святителя Иннокентия. Готовясь в начале 1988 г. к выставке «Сокровища сибирских церквей в собрании музея», его сотрудники обнаружили анатомическое описание мощей и фотофиксацию процедуры их вскрытия. Владыкой Хризостомом решено было провести идентификацию мощей, хранящихся в Ярославском музее с помощью обнаруженных документов. Копии были сняты и высланы в Ярославский музей-заповедник. В 1989 г. Е. А. Анкудинова заведующая отделом древнерусского искусства Ярославского музея-заповедника и хранительница мощей подтвердила тождественность описания 1921 г. с «Сибирской мумией» – именно так прозвали мощи святого Иннокентия атеисты. Особенно запомнилось ей отсутствие фаланги одного из пальцев на руке Святителя.

    В августе 1990 года была направлена делегация клириков Иркутской епархии в город Ярославль для участия в обретении честных мощей святителя Иннокентия Иркутского и доставки их в город Иркутск. Затем святые мощи были привезены священниками на поезде в город Иркутск и торжественно встречены с молитвой иркутскими Христианами.

    Первый Белгородский период

    В сентябре 1996 года отец Николай Повальский  был переведён в Белгородскую и Старооскольскую епархию. Епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) направляет служить священника в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, села Безымено Грайворонского района.  Прослужил отец Николай здесь недолго и 2 февраля 1997 года владыка Иоанн переводит его в районный центр – поселок Вейделевка, который находится в 180 км на юго-восток от г. Белгорода. В Вейделевке типового храма не было, община молилась в помещении, оборудованном под храм в старинном здании, в котором прежде располагалась  деревянная паровая мельница купца Иванова. Священников, включая отца Николая, было два на весь район: в поселке Вейделевке,  и в селе Малакеево. Христиане в Вейделевке были разделены на две общины: Русской Православной Церкви и Зарубежной Церкви. Незадолго до приезда отца Николая священник зарубежной Церкви покинул пос. Вейделевка и отцу Николаю выдалась возможность предпринять все меры к объединению православных Христиан в едином приходе. Народ здесь особо не стремился ходить в церковь, некоторые говорили, что их смущает помещение мельницы, в котором проводятся службы, и отец Николай берется за трудную задачу постройки храма в поселке Вейделевка. Целых пять лет усердных трудов пастыря, прихожан, различных благотворителей и вот к 2002 году  был достроен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Вейделевка. 12 октября 2002 года он был освящен архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном. Помимо этих трудов усердием отца Николая в селе Долгое Вейделевского района был сооружен храм из помещения магазина, в котором священник проводил Богослужения. Вскоре после освящения Покровского храма тем же архиереем отец Николай был переведён в село Смородино, Грайворонского района в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь священник активно занимается хозяйственной деятельностью: проводит газ к храму и делает в нем отопление, капитально ремонтирует приходской дом, проводит в него воду. И это все за один год.

    Магаданский период

    В 2003 году на Магаданскую кафедру был назначен епископ Гурий (Шалимов). Отец Николай Повальский, узнав, что в этой епархии существует острая нехватка священников, связался с этим архиереем и вскоре от владыки поступает предложение о переводе в Магаданскую и Синегорскую епархию, которое отец Николай принимает. Отца Николая назначают быть настоятелем храма в честь Владимирской иконы Божией Матери посёлка Сеймчан, а также храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в поселке Синегорье. Проживал отец Николай в посёлке Синегорье. Этот поселок находится в 480 км к северу от г. Магадан, в тайге. В 2003 году поселок насчитывал около 4-х тысяч жителей. В Сеймчане храм был переоборудован из бывшего магазина, а в Синегорье построен совершенно новый храм.  Сам храм располагается в удивительном возвышенном гористом месте на берегу реки Колыма. Храм построен в 1999 году на средства благотворителей из  ПАО «Колымаэнерго» и освящен 7 апреля 2000 года. Впервые за священническую практику отцу Николаю не пришлось что-то строить или достраивать на новом приходе.

    Помимо приходов в поселках Сеймчан и Синегорье отец Николай духовно окормлял ещё ряд населённых пунктов в Магаданской области: Сеймчанский район, город Сусуман, посёлки Мяунджа, Оротукан, Дебин и другие. Везде батюшка организовывал общины и создавал молитвенные помещения.  В посёлках Сеймчан, Оротукан и Сусуман под храмы были отданы  здания бывшего магазина, детского сада и райкома комсомола. Тру­дами  отца Николая эти зда­ния были превращены  в храмы Божии. Стоить отметить, что для того чтобы перемещаться между приходами приходилось преодолевать огромные расстояния, например между посёлком Сеймчан и городом Сусуман расстояние составляет 350 км. От Сусумана до Синегорья 210 км. И это всё не на личном автомобиле, а на автобусах и если Господь управит, то кто-нибудь довезёт. Также необходимо было с собой постоянно что-нибудь тяжелое возить: Богослужебные книги, свечи, утварь и т.п.

    Отец Николай ездил по районам, где  проводил духовные беседы с людьми, возрождая духовность доверенной ему паствы. Особенно привле­кали верующих проповеди отца Николая. Когда он говорил, в храме насту­пала абсолютная тишина. Люди плакали, слушая священника.

    Позже протоиерей Николай Повальский получает назначение на должность благочинного Ягоднинского округа Магаданской епархии и настоятеля Свято-Никольского храма города Сусуман, но долгие годы священнических трудов не прошли даром для здоровья отца Николая.

    Второй Белгородский период

    В 2008 году во время отпуска священник отправился в Белгородскую область, чтобы повидаться с духовными чадами. И именно здесь его настигает беда – он переживает несколько инсультов подряд – после этого события часть тела отца Николая стала парализованной, но всё же ходить и как-то двигаться он мог продолжать. После этого отец Николай в Магаданскую область уже не вернулся и обратился с просьбой к Белгородскому архиепископу Иоанну о назначении на приход – и  отца Николая назначают быть настоятелем села Малакеево Вейделевского района.

    В это время отцу Николаю было уже почти 70 лет. В селе Малакеево располагается дивной красоты каменный храм в честь святителя Митрофана Воронежского. Особенностью данного прихода является то, что здесь с 1844 года (со дня постройки первого храма) не прекращалось Богослужение. Лишь на короткие периоды храм закрывался в Советский период, но потом вскоре снова открывался. Также в храме есть святыня – икона Божией Матери «Споручница грешных» первые исцеления и помощь от которой проявили себя во время настоятельства отца Николая.  Кроме Богослужений и проповедей пожилой и с пошатнувшимся здоровьем священник Николай, с помощью помощника Дионисия, смог заняться также и хозяйственной деятельностью на приходе: внутри храма в алтаре проведен косметический ремонт, обновлена утварь алтаря. Территория храма обнесена оградой, подведена вода с уличной колонкой, построен новый уличный туалет, наведен порядок вокруг храма, выпилены деревья, проложен асфальт к храму.

    В 2010 году, в четверг Светлой седмицы впервые соборно со священниками благочиния во главе с благочинным Валуйского округа протоиереем Владимиром Некрасовым был отслужен молебен перед чтимой иконой Божией Матери «Споручница грешных» и совершен крестный ход вокруг храма с этой иконой.

    Малакеевских прихожан отец Николай научил петь духовные песнопения, любил читать акафисты, передавая каждому желающему прихожанину прочитать по кондаку и икосу. Учил любить друг друга и проявлять терпение к недостаткам других.

    Церковную деятельность на Малакеевском приходе священник Николай окончил в начале 2012 года, уйдя за штат Белгородской епархии по состоянию здоровья. Свой век он доживал в посёлке Вейделевка вместе со своими чадами Серафимой и Дионисием.

    С уверенностью можно сказать, что протоирей Николай Поавльский отдвал всего себя без остатка на дело служения Господу нашему Иисусу Христу и Русской Православной Церкви: он проявил себя как организатор православных общин и попечитель о душах человеческих, строитель храмов и устроитель хозяйственной жизни на приходах, человек, ставший духовным отцом для тысяч людей за всю свою пастырскую деятельность.

    22 февраля 2016, после продолжительной болезни в день памяти святителя Иннокентия Иркутского, мощи которого он дивно обрёл, протоиерей Николай  скончался.

    Отпевание протоиерея Николая совершил благочинный Вейделевского района иерей Дионисий Озеров в сослужении клириков благочиния и духовенства Валуйской епархии. Погребён отец Николай на территории построенного им Покровского храма посёлка Вейделевка. Вечная память!

    Материал подготовил священник Василий Головаш